Особенности сварки стыков труб
Сварка стыков труб в поворотном положении вручную или механизировано не представляет значительных трудностей. Однако швы выполняются только с одной наружной стороны, что препятствует провару корня шва и формированию обратного валика на весу без применения специальных приспособлений.
Автоматическая сварка стыков труб
Применение при автоматической сварке поперечных колебаний электрода значительно облегчает провар корня шва и формирование швов в последующих проходах. Амплитуда и частота поперечных колебаний, при автоматической сварки стыков труб, электрода зависят от ширины разделки и параметров режима. Сборку труб под сварку осуществляют в специальных центраторах или на прихватках. При сварке вольфрамовым электродом прихватки выполняют длиной до 15 мм обычно без присадочной проволоки за счет оплавления кромок. При сварке прихватки следует полностью переваривать. Для предупреждения вытекания расплавленного металла из сварочной ванны электрод смещают с зенита навстречу вращению труб. Величина смещения зависит от диаметра труб и режима сварки. Сварку неповоротных стыков труб осуществляют в различных пространственных положениях. Ручную сварку вольфрамовым электродом выполняют без разделки или с V-образной разделкой кромок, используя присадочную проволоку диаметром 1,2—3 мм. Трубы с толщиной стенки до 1,5 мм сваривают в один проход, при большей толщине — в несколько проходов. Сварку стыков труб диаметром 108 мм и выше следует выполнять вразброс. При толщине стенки более 8 мм возможно применение комбинированного способа — первый проход вручную вольфрамовым электродом, а остальные полуавтоматически или автоматически плавящимся электродом. Полуавтоматическую сварку неповоротных стыков труб в практике не применяют.
Автоматическую сварку стыков труб вольфрамовым электродом выполняют различными способами. Трубы диаметром 8—26 мм с толщиной стенки 1—2 мм можно сваривать без разделки кромок и без присадочной проволоки. Однако в процессе сварки стыков труб наблюдается постепенное увеличение ширины шва и глубины проплавления ввиду разогрева трубы. Поэтому необходимо изменять в процессе сварки ее скорость — использовать установки с программированием скорости сварки. Однако и в этом случае шов практически не имеет усиления.
Сварка стыков труб методом опрессовки
При сварке методом «автоопрессовки» получение усиления достигается за счет пластической деформации нагретого металла в направлении, перпендикулярном оси трубы, при многократном нагреве металла в месте стыка. Методом опрессовки можно сваривать трубы из металла с большим коэффициентом линейного расширения. Сварку первого слоя рекомендуется выполнять короткой дугой длиной до 1,2 мм на максимально возможной скорости для получения узких швов с неполным проваром. Остальные три-пять проходов выполняют для получения усиления шва. Этим способом сваривают трубы диаметром 20—57 мм с толщиной стенки 2—3,5 мм. Трубы диаметром 8-26 мм с толщиной стенки 1—2,5 мм можно сваривать с подготовкой кромок с присадочным выступом, создаваемым путем раскатки торца трубы. Усиление шва создается благодаря расплавлению металла присадочного выступа. Сварку обычно выполняют за один проход. Трубы большого диаметра и с большей толщиной стенки сваривают, используя расплавляющееся подкладное кольцо, служащее для хорошего формирования обратного валика. Первый проход выполняют без присадочной проволоки. При этом следят за полным расплавлением подкладного кольца и прилегающей части кромок. Последующие проходы выполняют с присадочной проволокой или плавящимся электродом.
При всех этих способах для улучшения формирования обратного валика используют поддув защитного газа с обратной стороны или заполнение им части труб, ограниченной заглушками различной конструкции. Более ограниченное применение в практике находит сварка неповоротных стыков труб плавящимся электродом. Это вызвано трудностью получения хорошего провара корня шва и формирования обратного валика. Обычно сварку ведут с поперечными колебаниями электрода или без колебаний и без скоса кромок по щелевому зазору определенного размера.
|